«Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди»
Городницкий А.М.
«Сердцем» Эрмитажа является, безусловно, Зимний дворец. Однако современный Эрмитаж – это уже 7 зданий, расположенных вдоль Дворцовой набережной и не только.
На самом деле, «эрмитаж», как место для конфиденциальных встреч (от франц. – келья, место уединения), с 18 века был непременным «атрибутом» в любой крупной дворцовой усадьбе. «Эрмитажем» называла Екатерина Великая вначале свои покои внутри Зимнего дворца, куда приглашались приближенные и избранные особы.
Зимний дворец в его современном виде – это уже пятый вариант царской резиденции, появившийся в 1762году. По приказу императрицы Елизаветы его строительством занимался, разумеется, Б.Растрелли. Этот дворец является грандиозным воплощением именно его стиля – «растреллиевского или елизаветинского барокко». Елизавета Петровна не доживает до окончания строительства, да и Петр III не станет «постоянным жильцом» в этом здании.
Екатерина II свое «жилище» также начнет перестраивать, а для «эрмитажа» будет решено поставить новое здание – Малый Эрмитаж (Ж.-Б. Вален- Деламот и Ю.М.Фельтен). Для него сооружается даже «висячий сад» и двухэтажный павильон (последний предназначался для фаворита Г.Орлова), затем пристраивают «оранжерейный дом», уже выходящий фасадом на Неву и стилистически сочетающийся с Зимним дворцом членениями и декором. Екатерина также повелевает построить две галереи, где разместит вначале свою собственную коллекцию. В северной части здания будет выделено место для увеселительных процедур – балов, игр и спектаклей, в том числе и по пьесам, где автором была августейшая особа – императрица Екатерина.
В 1787 году появляется следующее здание - Большой Эрмитаж, работы Ю.Фельтена – строгое, спокойное произведение архитектуры классицизма, с единственными украшениями – барельефами и львиными масками на замковых камнях. Поначалу Большой Эрмитаж использовался в качестве жилого здания для прислуги, несмотря на свои первоначальные цели хранилища экспонатов живописи и скульптуры. Его открывают для такой роли только в 1852 году. В 1792 году Д.Кваренги строит корпус «лоджий Рафаэля», где второй этаж задумывался как галерея копий росписей великого итальянца в Риме. Д.Кваренги строит далее Эрмитажный театр, зрительный зал которого наследует традиции античности. Так, его ниши «заняты» Аполлоном и 9тью музами, а все сооружение украшено скульптурами известных деятелей искусства.
Николай I заказывает следующее здание – «Императорский Музеум» или Новый Эрмитаж – немецкому архитектору Л.Кленце. Так в С-Петербурге появляется еще один символ города – его знаменитые атланты, «которые держат небо на каменных руках»( А.Городницкий). Это творение русского скульптора А.И.Теребнева, по эскизами Кленце, появившихся у автора после просмотра развалин храма Зевса в Агригенте. 10 монолитных фигур из серого мелкозернистого гранита ростом в 5 метров держат портик фасада Нового Эрмитажа, единственного из ряда эрмитажных зданий, не выходящего на Дворцовую набережную. По сути, Новый Эрмитаж – был первым зданием, построенным специально для хранения художественных ценностей.
Прошедший 20 век пополнил список эрмитажных зданий двумя другими строениями. В 1981 году в него входит Меншиковский дворец. По странному стечению обстоятельств, это «новое» здание Эрмитажа оказалось самым «старым», так как строилось еще для сподвижника основателя С.-Петербурга Петра I – губернатора А.Меншикова и было первой крупной каменной постройкой того времени.
А накануне миллениума в 1999 году к Эрмитажу отходит и здание Главного Штаба Дворцовой площади, работы К.Росси.
С 2003 года в Старой деревне на окраине С.-Петебурга открывают фонды музея, располагающиеся в специальном выставочном зале.
Так что гигантский отечественный музей Эрмитаж занимает на сегодняшний день 7 величественных зданий исторического и культурного значения и новопостроенный зал на окраине города.
|