Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга на 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru

О проекте

 
Главная arrow Праздники Петербурга arrow Военные парады и церемонии – блеск традиций и истории

Военные парады и церемонии – блеск традиций и истории

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска..»

- писал В.А.Жуковский об одном из военных парадов по случаю открытия Александровской колонны в С.Петербурге.

Разумеется, парады как военный церемониал известны были еще в допетровской Руси. Отличительной особенностью военных торжеств тогда было непременное благословления войска церковью. Такой ритуал превращал этот военный смотр в священное мероприятие и подчеркивал богоданность власти. Известно, например, что князь Дмитрий Тверской в 1311 году даже распустил свое войско, которое не получило благословения митрополита. (Надо сказать, что тот военный поход затевался на другого русского князя – Юрия Даниловича).


В первых упоминаниях о военном смотре и росписи полков числится сбор в Коломне 1380 году, где произошло соединение почти всех «вооруженных сил» русских князей. По сведению летописцев, тогда это представляло собой достаточное торжественное мероприятие.

На рубеже 16-17 веков были приняты два вида военных смотров, или «парадов»:
  • •    Смотр перед военным походом
  • •    Смотр Царского полка (Большой Государев полк)
Царский полк сопровождал царя на богомолье, а также участие августейшей особы в православных праздниках – Святой Пасхи, Рождества, Крещения и т.д. Привлекались военные и на встречу иноземных послов.

Как правило, тогдашние стрельцы имели свой цвет обмундирования и того же цвета знамена. Личную охрану царя осуществлял особый полк – стремянной.

Торжественные военные мероприятия также проводились по случаю крупных воинских побед русского оружия.

С пришествием Петра была затеяна  крупная военная реформа, куда в том числе входил и новый регламент военных церемоний. В 1732 году выходит доклад «О смотре и обучении полков», где расписываются новые положения военных смотров. В этом документе Сената просматривается большая воспитательная «нагрузка» подобных церемониалов. Например, там говорится, что на подобных генеральных смотрах (два раза в год – перед началом кампаний и по их завершении) разрешается присутствовать простому люду, особенно молодежи, дабы  все «возымели желание к воинской службе», а также подробно расписываются все порядки построения, маршей и военной формы участников.

Интересно, что, например, в 1740 году по возвращении из турецкого похода русская гвардия шла торжественным маршем по столице в своей «военно-полевой» форме – «так, как были на войне»; офицеры проходили с оружием с примкнутыми штыками. Праздничное отличие войска составляли лавровые «кукарды»  к шляпам. Так, по желанию императрицы Анны Иоанновны, тому военному параду было придано сходство с древними римлянами, так как именно римляне входили в свою столицу с лавровыми венками после значительных побед. Солдаты же в том параде имели еловые «кукарды» – «чтобы зелень была».

Военные торжества с церемониальными маршами и парадами-смотрами устраивались в 18 веке в столице регулярно, однако особый расцвет этого «жанра» пришелся на  царствования Петра III и Павла I.

Почти до конца 19 века в списке военного официоза была сохранена заведенная Петром III церемония развода караула, которая происходила  дважды в году – весной на площадке между Адмиралтейством и Зимним  и  зимой - в Михайловском манеже.

При Екатерине Великой эти разводы с церемониями не проходили и были «возрождены» лишь Павлом I. Тогда в высочайшем присутствии ежедневно проводились вахт-парады. Мероприятие производилось по особым правилам, на нем должны были присутствовать по трети офицеров каждой части всех гарнизонов либо все командиры этих частей.

Во дворе Зимнего дворца, по воспоминаниям императора Николая, его отцом Павлом каждый день осуществлялись парадные церемонии. Сам государь  проходил во главе Конной гвардии, а по завершению парада лично сворачивал знамя. Интересно, что, если, по мнению императора, парад происходил неудовлетворительно, Павел повторял его, заставляя «проштрафившуюся» гвардию проходить по плацу несколько раз.
Военные мероприятия тогда проводились и в царских пригородах – Петергофе и Царском Селе.


В конце XVIII века в Павловское время петербургские празднества подчинялись иной, особой строгости, дисциплине, четкости. Большое внимание придавалось цвету, форме, ритуалу, слову. Павловский стиль прослеживается в камерных приемах, музыкальных спектаклях, в гуляниях в садах, выездах в пригородные дворцы. Ни один государственный праздник не обходится без блестящих парадов, которые напоминали балетные спектакли, с четкой выстроенностью, символической колористикой, блестящей шагистикой, представляя собой своеобразное зрелищное развлечение. Особая роль в празднествах отводилась духовой музыке, хотя наряду с ней были популярны опера и домашнее музицирование. Павловское время – время «нервных» перемен, которые принимаются обществом без особого вдохновения. Хронологические рамки этого периода невелики – всего четыре года, четыре месяца и четыре дня, – понятно, что увеселительная жизнь столицы не успела устояться, традиции не успели сформироваться. И если можно говорить о Павловском стиле в прикладном искусстве, то Павловский стиль в праздничной культуре не нашел своего продолжения в последующие царствования. Даже на протяжении XVIII века можно проследить тенденцию в изменении не только смысла официального праздника, но и его структуры. Само время диктует определенный отбор, при котором одни фрагменты торжества становятся принадлежностью истории праздничной культуры, а другие элементы официального праздника сохраняются и постепенно превращаются в устойчивую традицию. Так, например, праздничные фейерверки, салюты, пальбы из пушек Петропавловской крепости с некоторыми изменениями дошли до наших дней.

И, конечно, военные парады становятся непременным традиционным элементом официальных государственных праздников XIX – начала XX в. Они строятся по определенным драматургическим законам, имеют особое пластическое решение и определенный тип движения, которое О.Ф. Больнов охарактеризовал как марш: «Маршировать – это означает, что ты осознаешь все значение этого действия, но также и понимаешь, что на тебя смотрят... При этом внимание направлено... не на состояние эмоций, а на выполнение строевых предписаний». Петербургский парад являл собой манифестацию государственной и имперской силы, своей зрелищностью декорировал праздничное пространство и возводил его в ранг главной парадной площади империи.

Такую «парадную» страсть от своего отца императора Павла «унаследовали» и его сыновья. Так, по воспоминаниям современников, все те же разводы с церемониями становятся одним из любимых занятий молодого Александра I. Причем, проводятся они уже не только в столице, но и во всех местах путешествий царя. Известно, например, как потряс весь Париж русский парад по случаю низложения Наполеона в марте 1814 года. Очевидцы описывают этот день как грандиозный показ русской мощи. Вид, одеяния и вооружение русских солдат были удивительны. С утра весь Париж оглашался музыкой военных оркестров и был сплошь усеян горожанами. Посмотреть на военный марш победителей собралось тьма народу – люди стояли на балконах и террасах, на бульварах и площадях.
«Когда подумаешь о трудах, перенесенных этими людьми, из коих многие, прибыв от границ Китая, в короткое время прошли пространство от Москвы до Франции, исполняешься чувством ужаса к необъятной Российской Империи», – писал французский маркиз, очевидец тех событий.

Шеренги солдат, шагающих по мостовым, гарцующие всадники в роскошных мундирах, учтивость и остроумие офицеров-дворян, изъяснявшихся по-французски, просто потрясли горожан. Известно, что парижане угощали наших гвардейцев едой и вином, однако, как вспоминает свидетель парада, никто из солдат «ничего не брал безденежно».

Следующий сын Павла – Николай, вступивши на престол, также «выделил» военные парады в отдельное значительное мероприятие империи. В его царствование эти воинские церемонии устраивались по случаю дней рождений августейших особ, на православные праздники, на встречи иностранных императоров и т.д.

При Николае военные парады приобрели особую пышность, царь считал их важнейшей составной частью «государственного имиджа», воплощением его мощи, статуса и величия. В этом деле Николай Павлович мнил себя прямым последователем Петра I.

В то время военные торжества сопровождали празднования и важнейших дат исторического календаря России, а также открытия знаковых памятников эпохи. Известно, например, что поднятие Александровской колонны в 1834 году и вовсе приравнялось к эпизоду общегосударственного значения. Тогда церемониальный марш русской гвардии продолжался два часа и сопровождался пушечными выстрелами и оркестровой музыкой. В тот день впервые было исполнено в качестве государственного гимна песнопение «Боже, царя храни», впоследствии ставшее непременным атрибутом всех смотров, парадов, разводов и прочих официальных церемоний.

С течением лет некоторые детали военного парада претерпевали незначительные изменения, но оставались верны главной задачи – демонстрации и зрелищу. Яркая декоративность, пышность и торжественность выливалась во всем – эффектная парадная форма воинства, помпезное убранство города, музыка и орудийные залпы – весь этот роскошный военный спектакль очень эффективно «работал» на публику. Зрители с восторгом принимали такое действо, которое, по словам исследователей, должно было напоминать им рыцарские подвиги, турниры, торжество отваги и силы и прославлять «идеальную армию идеального государства», где вымуштрованные солдаты точно исполняли «все предписания жесткого однообразия артикула, манежа, фрунта — «царей науки» (А.С.Пушкин) и сливались в единый безошибочно действующий бездушный механизм».

Таким образом, в параде каждый офицер, каждый солдат нивелировался как личность, становился одной частью целой армии, символизирующей мощь империи, механизм, артикулом предусмотренный (по выражению Павла I).

Советский ученый-культуролог Ю.М. Лотман в своих работах противопоставлял парад сражению, когда эта церемония  «строго регламентировала поведение каждого человека, превращая его в безмолвный винтик огромной машины. Никакого места для вариативности в поведении единицы он не оставлял. Зато инициатива перемещается в центр, на личность командующего парадом. Со времен Павла I это был император».

P.S. Последующие исторические аналогии – очевидны.
 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,014842 секунд