Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга - 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru
 
Главная arrow Писатели и поэты arrow Максим Горький и Петербург

Максим Горький и Петербург

Биография Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) настолько пестрит географическими названиями, что более-менее значительный период его жизни весьма трудно связать с каким-либо определенным городом или местностью. Исключение составляет разве что детство и последние годы жизни писателя, когда он физически не мог странствовать.

В молодые годы Максим Горький успел обойти всю Россию от Поволжья до Тифлиса, где и увидели свет его первые литературные произведения. В 1898 году в Петербурге вышел двухтомник Горького под названием «Очерки и рассказы», сразу снискавший ему популярность в самых широких кругах. К моменту первого приезда писателя в столицу, он уже поддерживал самую тесную связь с литературным сообществом и революционно настроенными деятелями. Горький был сотрудником петербургского журнала «Жизнь», мало того, именно он пригласил туда А.П. Чехова и многих других авторов. Многочисленные связи и знакомства с издателями и писателями требовали личного присутствия Горького в Петербурге, но как раз в это время он находился под следствием за участие в революционном движении и не мог покинуть Нижний Новгород, где проживал с женой и сыном.

В 1899 году, когда писатель наконец-то впервые приехал в столицу, его встретили с восторгом. Произведениями Горького восторгались люди различных взглядов, среди его поклонников, друзей и почитателей были Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Илья Репин и А.Н. Бекетов, Николай Михайловский и Антон Чехов. Слава Горького, «бродяги» и «босяка», «постигшего дух народа», летела впереди него, а созданный им образ Человека, способного изменить себя, изменить мир, разорвать оковы быта, миропорядка и гордо вознестись над толпой и всем светом, был настолько необычен и радикален для русской литературы, что воспринимался «на ура» в разных слоях общества. Демократы, социалисты и будущие большевики видели в выписанных Горьким персонажах и текстах революционный призыв к свержению существующего строя, а интеллигенция радовалась смене типичного для русской литературы пессимистичного настроя на жалость к себе, маленькому человеку, народу вообще на жизнеутверждающий призыв к переменам, ведущим к лучшему будущему. И все же, несмотря на столь радушный прием, первое впечатление от Петербурга у Горького сложилось довольно тягостное – общая атмосфера застоя и либерального благодушия поразила писателя до глубины души.

В следующий раз Максим Горький приехал в Петербург уже в 1901 году и поселился у главного редактора издательства «Знание», которое было его любимым детищем, а при финансовой и идейной поддержке знаменитого писателя вскоре стало одним из самых заметных явлений в литературном мире. В издательстве «Знание» печаталось много молодых талантливых авторов, многие из которых попали туда с помощью или по протекции Горького: Бунин, Леонид Андреев, Скиталец, Куприн, Мамин-Сибиряк, Вересаев и многие другие. Однако Максим Горький не только занимался литературными трудами, но и активно участвовал в общественной деятельности. В 1902 году Горький был избран почетным членом Российской Академии Наук по разряду изящной словесности, но царским указом выборы были признаны недействительными, что вызвало протест в рядах академиков: Чехов и Короленко вышли из Академии.

В 1902 году увидела свет пьеса Горького «Мещане», сначала в печатном варианте, а затем и на театральных подмостках Москвы и Петербурга, ее успех повторила пьеса «На дне», принесшая автору поистине мировую известность. В произведениях Горького читатели и театралы искали и находили созвучие современной жизни, а критики спорили о правомерности собирательного образа главного героя, созданного автором на основе его знания жизни, человеческой природы и собственных взглядов на мир, сравнивая этот образ со «сверхчеловеком» Ницше.

В 1904 году Горький приехал в Петербург, где снял квартиру на улице Восстания, планируя чаще и дольше останавливаться в столице, нежели ранее. Выступления революционного писателя часто проходили в узких литературных и общественно-политических кружках, но были доступны и для широкой публики. Так, выступал Горький и в Тенишевском училище, где в те годы учился Осип Мандельштам. В 1905 году писатель вступил в ряды большевистской партии (РСДРП) и познакомился с В.И. Лениным. Вообще этот год был богат событиями как для Горького лично, так и для всей взбудораженной страны. «Кровавое воскресенье», последствия которого пытался предотвратить писатель, придя с группой сподвижников к премьер–министру Витте, отразилось на судьбах многих русских людей. Сам Горький, принимавший участие в шествии, после разгона демонстрации написал воззвание «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», где обвинял министров и Николая II «в предумышленном и бессмысленном убийстве множества русских граждан».

Опасаясь преследований, писатель уехал в Ригу, где и был арестован и препровожден в камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. За месяц заточения «буревестник революции» написал пьесу «Дети солнца» и сделал черновые наброски пьесы «Враги» и повести «Мать». За Горького вступилась мировая общественность - Герхард Гауптман, Томас Гарди, Анатоль Франс, Огюст Роден и многие другие выступили в поддержку знаменитого арестанта. Правительство было вынуждено закрыть дело «по амнистии».

Выпущенный из-под ареста Максим Горький поселился под Петербургом, на даче в Куоккале – излюбленном месте отдыха русских писателей и художников, но и здесь не бездействовал – его домик являлся пунктом переправки нелегальной литературы. В том же 1905 году Горький возвращается в Москву, где на расстоянии активно участвует в создании первого большевистского печатного органа, газеты «Новая жизнь», редактируемой Лениным. Писатель выступает с серией очерков, в которых критикует взгляды Толстого и Достоевского, называя их смиренную позицию непротивления злу мещанской. После подавления московского восстания Горький с женой отбыли в США, где занимались агитацией и сбором средств для революционных нужд. Дальнейшим местом пребывания Горького становится остров Капри, где нашло прибежище немало политэмигрантов из России. Для этого периода характерно обращение писателя к теме богостроительства – создания единого коллективного разумного общества, основанного на представлении марксизма как науки о «реальном боге» - пролетарском сообществе. На этой почве произошел разрыв Горького с Лениным, у которого само упоминание божественного вызывало стойкую неприязнь.

После восьми лет, проведенных за границей, Горький по амнистии 1913 года возвращается на родину, где открывает издательство «Парус» и выпускает журнал «Летопись». Журнал начал выходить в 1915 году, а печатались там писатели самых различных взглядов и направлений: Бунин, Тренев, Луначарский, Маяковский, Эйхенбаум, Есенин, Пришвин, Бабель. В 1914 году Максим Горький снял квартиру на Кронверкском проспекте в Петербурге, где бывали Чуковский и Куприн, Шаляпин и Скрябин, Маяковский и Рахманинов.

Первая Мировая война подорвала веру Горького в торжество человеческого разума, он разочаровался и в русском народе, и в скорой необходимости революционных преобразований. К этому времени относятся проникнутые болью строки:
«Как же мы потом жить будем?
Что нам этот ужас принесет?
Что теперь от ненависти к людям
Душу мою спасет?
»

Подтвердила опасения писателя и Октябрьская революция, однако он всеми силами пытался перевести буйство стихий в мирное русло, всячески поддерживал творческую и научную интеллигенцию Петербурга и Москвы. Описывая ужасы красного террора в Петрограде в газете «Новая жизнь», Горький одновременно занимался открытием издательства «Всемирная литература», которое в прямом смысле слова спасло от голодной смерти десятки, а то и сотни людей. Переводы и редакторская работа кормили многих писателей в эти тяжелые годы (1918-1920). К заслугам Максима Горького относится организация своеобразных коммун – Дома ученых и Дома искусств, где писатели, ученые, художники и музыканты не только трудились, но жили и кормились вместе с семьями. Занятия и лекции для молодых сотрудников, работа для опытных, общежитие и столовая для всех нуждающихся – все это казалось просто чудом в безумной атмосфере всеобщей борьбы за выживание. Владислав Ходасевич вспоминал, что у Горького «просили заступничества за арестованных, через него добывали пайки, квартиры, одежду, лекарства, жиры, железнодорожные билеты, командировки, табак, писчую бумагу, чернила, вставные зубы для стариков и молоко для новорожденных…». И никому писатель не отказывал, просто не мог отказать. Именно благодаря ему уцелели в зверской мясорубке Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, В.Б. Шкловский и тот же Ходасевич. До конца своих дней Горький сожалел о тех, кого ему не удалось спасти – о Блоке, Гумилеве и десятках других талантливых русских людей.

В 1921 году Максим Горький после чересчур настойчивых советов Ленина «поправить здоровье» (что не противоречит истине – туберкулез действительно мучал писателя долгие годы) уехал за границу, где и пробыл вплоть до 1928 года.

Вернулся Горький в Россию к своему шестидесятилетию, где был встречен с распростертыми объятиями и возведен в ранг первого идейно правильного советского писателя при сталинском режиме. Писатель был в восторге от перемен в стране, его осыпали всевозможными материальными благами, в его честь переименовывали улицы, площади и города, произведения издавались и переиздавались гигантскими тиражами.

Одно непонятно, как такой ярый борец с несправедливостью, проповедник силы человеческого разума мог воспевать строительство Беломорского канала силами заключенных, создавать восторженные отзывы о посещении ГУЛАГа и фактически прикрывать Сталина и его кровавую тиранию перед лицом мировой общественности? Возможно, с этой жуткой действительностью писателя примирило осознание краха его юношеских (и не только) идеалов. Безумие Первой мировой войны, всех русских революций, когда интеллигенция так и не нашла в себе силы возглавить и направить слепую народную ярость в мирное русло, ужасы гражданской войны, когда простые мужики и крестьяне буквально вырезали друг друга в жутком месиве междоусобных стычек и анархии, - все это поколебало его уверенность в силе человеческого разума. Мало того, Горький утвердился в мысли, что направить народ сможет только суровый и неколебимый властелин, в каком-то смысле тиран, каким был царь Петр, великий реформатор Государства Российского. Сравнивать Петра I и Сталина, конечно можно лишь по масштабу деяний, однако, если такая параллель и была проведена Максимом Горьким, то следует учитывать и определенный барьер, созданный специализированными службами вокруг больного писателя в его последние годы: вся информация и все люди, с которыми он общался, проверялись на благонадежность и идейное соответствие. Покрыты мраком и обстоятельства смерти самого Горького и его сына, по факту которых на всю Страну Советов прогремело громкое дело о «троцкистско-бухаринском заговоре» и о «врачах-отравителях».
 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,010833 секунд