Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга на 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru

О проекте

 
Главная arrow Писатели и поэты arrow История кабаре «Привал комедиантов»

История кабаре «Привал комедиантов»

«Вы проповедуете сверхчеловека? Я – сверхшута»

Так говорит герой арлекинады Н.Евреинова в постановке «Веселая смерть», прошедшей в новом кабаре Петербурга «Привал комедиантов». Это можно считать и художественным «девизом» Пронин и К`, воскресившим в апреле 1916 года идею «Бродячей собаки».

История кабаре Привал комедиантов в Петербурге Известно, что кабаре Интимного театра на Михайловской было закрыто в 1915, и через год Борис Пронин открывает следующий свой проект – «Привал комедиантов». Новое артистическое пристанище «бродячего собачьего искусства» обустраивается на Марсовом поле, 7 – снова в подвале на этот раз дома Адамини. В этом доме и снимал квартиру Б.Пронин, здесь же жили В.Каменский и Л.Андреев, художник С.Судейкин и его супруга О.Глебова-Судейкина. Кстати, именно название картины С.Судейкина «Привал комедиантов» было выбрано в качестве основной вывески нового богемного заведения.

В этом же многоквартирном доходном доме, построенном в первой четверти 19 века архитектором Адамини, в начале следующего века располагалось Художественное бюро, занимающееся выставками «Мира искусств» - большие квартиры классицистического здания очень неплохо справлялись с ролью выставочных залов. А подвал - снова был превращен в клуб артистов, поэтов и художников.

Взамен Интимности прежнего театра этого кабаре было поставлено на бьющую через край театральность и игру. «Привал комедиантов» состоял при Петроградском художественном обществе и большей частью «специализировался» по зрелищным постановкам, нежели по литературным исканиям и дискуссиям. Правда, в «Привале» богема дождалась-таки Александра Блока – он был здесь несколько раз, в том числе и на лекции А.Луначарского, а его супруга Любовь Дмитриевна неоднократно выступала в «Привале» с чтением блоковской поэмы «Двенадцать».

По задумке Б.Пронина – «доктора эстетики», как значилось на его визитке - и его друзей-собачников новое кабаре должно было превратиться в театр «подземных классиков». Под оными понимались «последние романтики» - Т.Гофман, К.Гоцци, Л.Тик и даже Андерсен. К оформлению интерьеров «Привала» приложили свои волшебные руки ведущие художники того времени, театральных дел мастера – А.Яковлев, Б.Григорьев, С.Судейкин и М.Добужинский. Фрески неоакадемического направления с изображениями гуляк и трактирщиков в большом зале, арлекинады во втором и черного небосклона с мерцающими знаками зодиака (осколки зеркал) – в третьем создавали, по словам современников, «болезненно-роскошные» интерьеры.

Интересно, что последний, третий зал со своими черным стенами, где лишь на ставнях художник поместил изображение масок комедии дель-арте, а своды украсил зеркальными обломками в золотом обрамлении, тоже претендовал на название всего кабаре – «Звездочет», во всяком случае, такой вариант названия присутствовали.

Участники и организация Привала комедиантов в Петербурге «Привал комедиантов» открывается двумя постановками, которые единственный раз объединяют «под одной крышей» двух мастеров – Вс.Мейерхольда и Н.Евреинова. Зрители видят «Шарф Коломбины» (Вс.Мейерхольд) и «Фантазию», «Два пастуха и нимфа в хижине» (Н.Евреинов). И хотя эти постановки носят характер театральных представлений уличных гистрионов, что собственно и манифестируется обоими режиссерами в противовес бытовому театру и театру психологической и натуралистических школ, на открытие «Привала» приходит телеграмма от корифеев школы МХАТа с веселыми стихами поздравления продолжателям «Собаки».

Вс.Мейерхольд связывал с «Привалом» большие надежды и творческие планы, и на какое-то время стал даже символом этого кабаре. Режиссер императорского Александринского театра выступал здесь под маской «Доктора Дапертутто», предложенной Мастеру М.Кузминым. Поскольку режиссер императорского театра не мог больше нигде упоминаться в афишах, Вс.Мейерхольд использовал этот образ во вполне практических целях, тем более что герой произведений Гофмана, ворующий в полной мере.

«Привал комедиантов» переживет две российские революции и начало войны, публика станет иной, а потом и вовсе пропадет. Соотношение «комедиантов» (своих) и «фармацевтов» (чужих) было явно не в пользу искусства.

Как говорили тогда: «В «Привале» было много званых, в «Собаке» - избранных». Сказывалась общая обстановка в Петербурге, вначале первая мировая внесла свои серьезные коррективы и в жизнь художников, и в атмосферу творчества. Известно, например, что художник С. не премьере не смог даже выйти к публике, поскольку был уже в солдатах и покинул премьеру, чтобы успеть к утренним сборам. Утонченного создателя мира мечты в качестве «пушечного мяса» должны были отправить на фронт, откуда он вернулся с расшатанными нервами.

Еще один великий поэт России Н.Гумилев заходил в «Привал» во время своих отпусков с фронта. Приходил он сюда со своей женой – А.Ахматовой, к сожалению, эти походы были не часты. Из поэтов в «Привале» бывали М.Кузмин, О.Мандельштам, И.Северянин, В.Маяковский, Н.Клюев.

Известно, что на 20 февраля 1919 года здесь планировался грандиозный «Вечер поэтов» с участием А.Блока, А.Белого, В.Брюсова, С.Есенина, Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. Произошло ли это событие, или оно так и осталось в планах доподлинно не ясно.

Фотографии кабаре Привал комедиантов Известным остается то, что «Привал комедиантов» постепенно превратился в дорогущий ресторан, который после всех событий сам собой закончился в 1919 году. А великолепные залы затопило наводнением в 1924 году, уничтожив уникальные росписи.

Из значительных достижений этого кабаре Петебурга, в том числе, можно назвать и рождение российского кукольного театра. Именно в этом подвале Б.Пронина в 1916 году энтузиасты Ю.Слонимский и А.Сазонова выступают со своим домашним театром марионеток. Эти люди принесли в Россию то, что было в то время ожидаемо – вместо людей, играющих кукол, на сцене «Привала» появились куклы, которые играли в людей. Б.Пронин, вдохновленный этой идеей, даже разрабатывает первую в нашей стране концепцию детского театра.

А сам дом Адамини пережил своих великих квартирантов российского модерна, был значительно поврежден во время войны в 1941 году, после восстановлен. На нем сейчас имеются несколько мемориальных досок – здесь жили уже советские литераторы – Ю.Герман и В.Панова. А в подвале сейчас находится клуб и даже восстановлены прежние росписи стен. В этом арт-кафе, так же как в «Собаке» собирается артистическая и художественная молодежь.

 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,010086 секунд