Великолепный дом, возвышающийся на углу Марсова поля и набережной реки Мойки, был назван в честь архитектора Адамини, который возводил его в 1823-1827 годах. Так сложилось, что очень длительное время участок, на котором сейчас стоит здание, пустовал. Лишь в 1756 году здесь было построено деревянное сооружение Вольного Российского театра, известного еще как Театр Книппера. Однако оно просуществовало совсем недолго – с приходом к власти Павла I дом снесли, так как он мешал проводить парады, которые так любил император. И снова участок на долгие годы превратился в пустырь, пока его не приобрел купец Антонов, как раз и заказавший Адамини построить здесь свой особняк.
Спроектированное архитектором здание как нельзя лучше вписалось в архитектуру и окружающий ландшафт этого Петербургского уголка: с одной стороны оно завершает архитектурный ансамбль западной стороны Марсова поля, а с другой – замыкает перспективу канала Грибоедова.
Дом этот поистине уникален: его стены выкрашены в спокойный желтый цвет и рустованы на уровне первого этажа, средняя, выдвинутая вперед, часть фасадов выделена фронтонами и колоннами композитного ордера. Вокруг всего здания вьется белый лепной фриз, выполненный по эскизам Адамини. Первый этаж обрамляют арочные окна, богато украшенные поверху белым декором, а на скругленном углу строения расположены пилястры, опирающиеся на лежащий на консолях балкон.
Одним из первых обитателей дома Адамини стал барон П. Шиллинг фон Канштадт – известный ученый того времени, который обладал глубокими познаниями в различных обастях науки. Это он изобрел мину с электрическим запалом и изолированные электрические кабели, а вскоре и клавишный электромагнитный телеграф, первая в мире демонстрация которого с участием самого Николая I произошла как раз в здании на углу Марсова поля и набережной Мойки.
После смерти Антонова и его вдовы в доме Адамини какое-то время располагался Департамент уделов, а с начала 20 века здесь проходили различные выставки произведений искусства и концерты. Примечательно, что в 1915 году в здании устроили первую выставку русских авангардистов, среди которых были работы Розановой, Малевича и Татлина.
В подвале особняка в 1916 году режиссер Мейерхольд организовал литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов», в котором встречались уж после ставшие знаменитыми поэты, художники, артисты и писатели, среди которых были замечены Брюсов, Маяковский, Блок, Ахматова и многие другие.
В первые же дни ВОВ в дом Адамини ударили фугасные бомбы, однако уже в 1946 году он был восстановлен по проекту А. Гинцберга. С тех пор и по наши дни здание остается жилым.
|