Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель

 


Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель



ПОПУЛЯРНОЕ
Экскурсия в дом Зингера + смотровая
Отличный вид на центр. Билеты от 1100руб.
Музей Социалистического Быта
Взрослый 350р., детский 200р. Ежедневно.
20-25 ноября - Blue Man Group
Гастрольный тур - впервые в России!
 
Экскурсии от компании Небанальный Петербург

1
bg



2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга на 101 отель

О проекте

 
Главная arrow Исторические здания arrow Здание Главного штаба

Здание Главного штаба

"Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность", - гласила надпись на закладной доске, установленной 12 июня 1820г.
Этим днём датируется время закладки здания Главного штаба на Дворцовой. 

Начнем с истории архитектуры

На самом деле обустройство этого участка центра Петербурга  началось с 1760х гг, когда архитектор А. В. Квасов составил генеральный план расположения новых кварталов рядом с Адмиралтейством. И именно в этом плане архитектор предложил тогда поразительное по красоте плавное и криволинейное   направление застройки всей юго-западной части площади. Таким образом, автором великолепной архитектурной «дуги» Дворцовой был русский зодчий А.Квасов! Это уже к ее реализации «приложили» талант еще несколько архитекторов.

А в 1766 году на пересечении западного участка и Невского возводят дом для экономического общества, затем еще один дом для купца Познякова (в том же году), и уже в 1780х  Ю. Фельтен выстраивает ряд из  трех похожих зданий (однотипные фасады) на линии этой криволинейной дуги.

Восточная часть этой территории застраивается еще с начала 18 века рядом частных домов, причем, поначалу их фасады были повернуты на реку Мойку, а значит, на будущую Дворцовую площадь (тогда Адмиралтейский луг) выходили их задние дворы. Ко времени  возведения Зимнего дворца здесь уже появляются доходные дома и особняки вельмож, напротив, повернутые лицом к площади.

В числе знатных владельцев «недвижимости» на будущей Дворцовой числились – баронесса Строганова, князь Куракин, скульптор И. Шварц, купец Шарапов, граф Я. Брюс, царский фаворит Ланской и т.д. В одном из зданий размещался даже театр – Кушелевский, горевший в 1804, но просуществовавший до 1816 (уже в здании Главного штаба).

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Из истории политики

Появление единого здания для размещения в нем Генерального штаба,  которое к тому же будет расположено рядом с царской резиденцией  - идея Александра I. Перед войной 1812 император озаботился реорганизацией армейской системы управления. До этого все учреждения Генерального штаба были разбросаны по разным столичным адресам, а в марте 1811 года для  их объединения Александр выкупает один из «фельтеновских» домов (статс-советника Молчанова)  на Дворцовой площади. В этом доме размещают канцелярии, чиновников, архивы и …библиотеку! Инициировал создание такой библиотеки фельдмаршал П. Волконский, он же подарил этому заведению первые 500 книг, император также пожертвовал существенную сумму денег на неё, и уже после войны эта библиотека обогатилась  3 тысячами книг – лучших мировых изданий по военному искусству. И сейчас попасть в библиотеку можно со второго подъезда от арки (справа).

Война с французами закончилась победой, и если до нее Александру требовалось иметь рядом с дворцом военное учреждение, то после нее – он решил поместить ближе и министерство иностранных дел. Этого требовали новые внешнеполитические интересы страны. К тому же, в 1815году создается и ведомство Главного штаба (наряду с Генеральным!), которое заведует всеми (кроме хозяйственной) областями армейского управления.  

Так вот для этого Главного штаба император решает выкупить у вельмож остальные два из трех домов, построенных Ю.Фельтеном на той самой «дуге». Ими владели на тот момент потомки фаворита Ланского и петровского советника Якова Брюса. Эта сделка обошлась казне в 1 миллион (точнее, 1032500) рублей.

Однако дальнейший выкуп  домов в восточной части площади обошелся еще дороже. Несмотря на то, что домовладения вдоль Мойки не были так богаты, как дома Фельтена, но их было слишком много, поэтому их количество переходило уже в «качество» цены всей этой царской затеи. В итоге необходимые территории обошлись еще почти в 3 млн. руб.

Когда все это было реализовано, Александр I   выдвигает новую задачу – объединить все здания не только формально в единое ведомство, но и соединить их всех единым фасадом. Разрабатывать это архитектурное решение император поручает зодчему К.Росси; для этого 16 марта  1819 года был издан указ, а через год и создан специальный комитет по обустройству площади «против Зимнего дворца»

И снова об архитектуре

В период 1819-1829 гг. Карл Росси создает в центральной части Северной столицы небывалую по красоте, гармонии и градостроительному масштабу архитектурную композицию зданий. Зодчий не просто сохраняет принцип «дуги», оставляет часть фасадов «фельтеновских» домов и даже их некоторых внутренних интерьеров. Он преобразовывает все здания в единую фасадную «ленту» длиной свыше 580 метров, разорванную посредине грандиозной триумфальной аркой. Причем, интересно, что в первом проекте соединение двух крыльев зданий (восточного и западного) Росси планировал сделать с помощью двойной колоннады. На тот момент такая протяженность единого фасада была самой крупной в Европе.  Арка же становится визуальным центром композиции этих зданий, хотя на самом деле восточное и западное крыло Главного штаба различаются по своим длинам. Росси прибегает к хитрости – западная часть оформляется им портиком с 14 колоннами, а восточная – 12-тью, что специально укорачивает ее зрительную протяженность. «Монолитный» фасад здания Главного штаба не прерывается колоннами или выступами, напротив, колонны, а точнее, его полуколонны почти слиты со стенами, а входы в здание сделаны и вовсе незаметными.  

Еще одна хитрость архитектора состояла в том, чтобы «вывести» Большую Морскую улицу к этой центральной арке, для этого Росси буквально «ломает» её, меняя направление улицы. Но и это не все. Для полноты впечатления такой «излом» Большой Морской следовало скрыть – тогда зодчий делает еще одну арку. Таким образом, двойная арка и скрадывает этот «недочет». Вы идете по Большой Морской по прямой улице, доходите до первой арки, не обнаруживая никаких изъянов планировки; а дойдя до второй арки – попадаете на неожиданное раскрытие перед собой всей Дворцовой площади.  

Здание Главного штаба (западная часть – справа от арки) и здания Министерств, а также достроенное в  1843 году здание Гвардейского штаба (слева, соответственно -  восточная часть) становятся доминантой всей Дворцовой площади. Они выполнены в таких же размерах высоты, ширины дуги и линии средней оси, что и Зимний дворец. Это объединяет их в единый дворцовый ансамбль. Однако по стилю эти сооружения – абсолютно различны. Росси удается здесь уникальный синтез противоположностей – органическое единство высокого барокко (Зимний) и позднего классицизма или ампира (Главный штаб).

Интересно, что Росси не успокоился на этом, зодчий чувствовал, что все равно архитектурный ансамбль Дворцовой площади еще не полон. В ее центре требовался еще один крупный вертикальный «акцент», тогда архитектор предлагает установку посредине Дворцовой еще одного памятника. Так возникает идея, а затем и воплощение в 1843 году Александрийской колонны, выполненное О. Монфераном.

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Триумфальная арка – памятник воинской доблести!

Арка, расположенная посредине фасада зданий Главного штаба, имеет прекрасное скульптурное убранство. Она посвящена могуществу нашей страны, её военной победе над Наполеоном. Композиция необычайно пластически насыщена, наверху арки расположена колесница Победы с упряжью шестерых коней. Интересно, что здесь впервые в монументальной скульптуре фигуры композиции выполняют из листов меди – это делалось с целью облегчения веса всей нагрузки на 17-тиметровый пролет арки.

Впрочем, и здесь итоговый вариант сильно отличался от первоначальной задумки Росси. Поначалу зодчий собирался украсить арку композицией двух женских фигур, держащих герб страны и воинскую атрибутику. Но в 1825 году на российский престол входит  Николай I, и задачи к эстетике арки кардинально меняются. Новый самодержец велит сделать из арки настоящий триумфальный и победный символ. Поэтому женские фигуры заменяются целой колесницей Славы. Но уже была возведена сама арка и ее аттик, который рассчитывался под первый проект, поэтому все замены, естественно, сказались впоследствии на итогах. Фигуры изготавливали из более тонких листов меди (для баланса веса), из-за чего они приобрели избыточную подвижность и непрочность. Позже их приходилось часто ремонтировать, причем, первый ремонт всей скульптурной группы пришлось делать почти сразу после открытия. В преданиях города известны рассказы, что колесница на Триумфальной арке всегда чего-нибудь теряла – либо хвосты ее лошадей, либо их гривы, либо плащ богини, либо часть орнамента… Изъян удалось ликвидировать уже в современное время. Фигуры были заполнены полиуретановой пеной, которая скрепила металлические каркасы и медные листы, не увеличив при этом общего веса композиции.

Еще один интересный нюанс – поначалу здания Главного штаба имели светло-серый окрас и белый декор, а скульптуры на арке – бронзовый цвет. Позже – цветом для стен зданий был выбран желтый, а для их декора – черный.

Судьба зданий Главного штаба была непростой, как и доля всего города. Они пережили и несколько реставраций и восстановление после разрушений войны, и передачу своих помещений под разные государственные и иные нужды…

Сегодня часть зданий передана Эрмитажу – восточное крыло, но западная часть по-прежнему принадлежит исконным владельцам – военным, а, значит, традиции сохранности и величия доблести российского оружия остались неизменны. 

 

Аренда комнат и квартир в Санкт-Петербурге


О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Организация экскурсий по городу, бронирование отелей. (812) 640-89-97
197022, Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, 100, оф. 610 (м. Петроградская)

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2018. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,010153 секунд