Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга на 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru

О проекте

 
Главная arrow Праздники Петербурга arrow Петровские праздники-виктории и светские ассамблеи

Петровские праздники-виктории и светские ассамблеи

Исконно петербургские традиции празднования каких-то значительных событий стали закладываться во время Северной войны, поэтому «отдельной графой» торжеств молодой столицы России становятся именно праздники-виктории.

Эти празднества побед русского оружия отличались неизменной пышностью, особой торжественностью и огромной роскошью.

Российские виктории несли на себе большую идейно-смысловую «нагрузку»:
  • Укрепление патриотизма;
  • Демонстрация силы и мощи государства;
  • Утверждение престижа и значительности власти, т.е. авторитета самодержца.

Настрой праздников-викторий должен был стимулировать также готовность молодых людей встать на защиту России и поощрять гордость за свое Отечество.

Финансировались такие торжества из казны, и размах подобных праздников поражал воображение как самих русских, так и иностранцев. (Иными словами, с поставленными задачами петровские виктории справлялись прекрасно).

Например, торжество по поводу заключения Ништадского мира 1721 года сопровождалось грандиозным фейерверком и артиллерийским салютом. С утра до поздней ночи глашатаи под звуки фанфар на всех улицах и площадях Петербурга объявляли о мире.


Само празднование, как писал в дневнике дипломат В.Ф. Берхгольц, продолжалось много дней: «С 10 сентября 1721 г. в столице неделю продолжался большой маскарад с участием тысячи масок. Петр, одетый в платье голландского матроса, бил в барабан, возглавляя карнавальное шествие.

В гуляньях участвовали сотни ряженых с бичами, пузырями, наполненными горохом, с погремушками и свистками. Под страхом большого штрафа участники маскарада не должны были появляться в общественных местах иначе, как в масках. 24 сентября маскарад возобновился по случаю ратификации мирного договора в Стокгольме. Ряженые в течение двух часов шествовали веселой процессией по столичным улицам.

В последующие недели празднество продолжалось в столице, а затем в Кронштадте, где флот и береговые батареи салютовали в честь победы. По случаю заключения мира Сенат 22 октября преподнес Петру I императорский титул.

Торжества сопровождались грандиозным фейерверком и народными гуляниями. Народ потчевали жареным быком и винными фонтанами. Праздник завершился глубокой ночью при громе артиллерийской канонады».

Праздники-виктории положили начало еще одной петербургской традиции – в столице стали строить триумфальные ворота, которые знаменовали победные события русской истории.

Интересно, что в отличие от европейских триумфальных образцов, российские - украшались не христианскими сюжетами и элементами, а имели в своей основе реальный исторический материал. В их оформлении преимущественно фигурировали эмблемы и символика, которые соответствовали духу государственной политики и насущным идеям времени. Например, это были изображения победных колесниц, герои античности и божества побед и мифологические персонажи – Ника, Слава, которые должны были олицетворять победу, героизм, мужество, мир и вечность, а также демонстрировать мощь нынешней России.

Постепенно новые виктории и иные столичные торжества стали создавать альтернативный календарь праздников к имеющемуся церковному кругу торжеств. Происходил новый синтез религиозно-государственной системы, что демонстрировало новую политику императора-реформатора. Например, в государственных торжествах, особенно в праздниках-викториях значительную роль стали играть церковные колокола.

Так, по поводу празднования викторий по всему Петербургу совершался «целодневный», трехдневный, а в особо торжественных случаях, как, например, заключение Ништадтского мира, семидневный звон. Церковный колокол, таким образом, становился также символом императорской силы и власти и величественной мощи российского государства. (Интересно, что колокол олицетворял собой не только силу, направленную против врагов страны, но и силу, с которой молодой самодержец внедрял в культуру новые «правила» жизни общества).

Также в ритуалах новых государственных праздников элементы церковного и воинского церемониалов – колокольный звон, пушечная пальба и строевая музыка – совмещались с театрально-зрелищным действием «огненной потехи».

Совмещение религиозного и светского начал проявило себя в церковных освящениях всего воинства, каждого морского похода, нового военного корабля и в соответствующих храмовых праздниках. Праздник в честь виктории связывался с днем памяти соответствующего христианского святого. Освящение храма во имя того или иного святого становилось актом не только церковным, но и политическим, утверждающим государственную значимость события.

Растет количество храмов, освященных в честь воинских побед. Храмовые праздники совмещали в себе пушечную и ружейную пальбу, барабанный бой и воинственные звучания труб с «молебным пением» и колокольным звоном, соединяясь в единый ритуальный порядок.

Празднества петровского времени были связаны с насильственным внедрением новых манер поведения, европейской одежды, этикета, танцев, увеселений. Новое поведение было обязательным и на ассамблеях, введенных Петром I. Во время танцев Петр I и Екатерина I вставали в первую пару и вслед за ними обязывали всех в точности повторять сложные и замысловатые движения.

Разумеется, новоиспеченные участники ассамблей держались скованно, нелепо двигались в непривычных костюмах. Дамы, затянутые в жесткие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышными напудренными прическами, не умели не только грациозно танцевать, но не знали, как сесть и как встать. А во время танца, и вовсе забывая о новом этикете, делали привычный русский поясной поклон кавалеру. От таких движений косточки корсета впивались в тело, великосветская красавица краснела и смущалась.

Немыслимое нервное напряжение усиливалось от бесконечных подношений непривычных напитков. Испуганные и растерянные, русские дамы отказывались танцевать с иностранными послами — такие курьезные истории случались нередко.

Однако петровские ассамблеи стали школой светского общения, бального танца и этикета. Петербургское общество постепенно начинало соответствовать понятию «светское общество» европейской ориентации, ассамблеи же со временем трансформировались в знаменитые петербургские балы, а виктории положили начало прекрасной традиции отмечать победы русского оружия и почитать Отечество.

 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,011005 секунд