Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга на 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru

О проекте

 
Главная arrow Город в кинематографе arrow Блокадный Ленинград в фильме «Жила-была девочка» (1944)

Блокадный Ленинград в фильме «Жила-была девочка» (1944)

Война принесла с собой возможность показать Ленинград настоящим, без маскарада и лицедейства. На блокадный город зритель смотрит глазами двух девочек, Катеньки и Настеньки. Конечно, в кинофильме «Жила-была девочка» тяжести войны и осады сильно смягчены, однако главным ужасом здесь показан страх одинокого ребенка, который остался лицом к лицу с вымирающим городом. Эта жуткая история о маленькой девочке, пытающейся победить смерть, страшна уже тем, что это не сказка – это быль.

В блокадном Ленинграде от холода и голода ежедневно умирают сотни людей. Старинные здания рушатся от немецких бомб, но от их ударов исчезают не только памятники архитектуры. В фильме показана трагическая гибель обычного ленинградского двора, в котором выросли две девочки, им жаль не разрушенных блокадой квартир, им жаль своего потерянного детства.

В мире есть только два документа, которые свидетельствуют против войны сильнее других, - в силу того, что эти документы являются детскими дневниками. Один из них, толщиной в целую книгу, принадлежал голландской еврейке, жертве Холокоста, Анне Франк, а второй – совсем маленький, размером с записную книжку, был написан 12-летней ленинградской девочкой Таней Савичевой. И если «Дневник Анны Франк» опубликовали сразу после войны, чтобы рассказать о трагической судьбе девочки всему миру, то Танин дневник никогда и нигде не издавался, ведь в нем было всего семь страшных записей, сообщающих о гибели ее семьи в блокадном Ленинграде. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе, став документом, обличающим фашизм.

Увидеть дневник Тани можно в музее истории Ленинграда, а его копии — в витринах мемориала на Пискаревском кладбище, где похоронено около 570 000 жителей Ленинграда, умерших в период 900-дневной блокады города фашистами (1941-1943 гг.), а также в Москве на Поклонной горе.

Теряющая силы от голода детская рука писала скупо и неровно. Израненная горем душа, терпящая невыносимые страдания, была уже не способна на эмоции. Девочка просто фиксировала трагические события, происходившие в ее семье. Когда читаешь ее дневник, то просто цепенеешь от ужаса:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Как же тяжело было авторам киноленты "Жила-была девочка", держа в руках такой документ, рассказывать зрителям свою историю о маленькой девочке из блокадного Ленинграда, и воплощать на экране пусть и реальные факты, однако представляющие собой вымышленную историю.

Ребенок и блокада – эти два понятия, соединенные войной, настолько вопиющие, что только мысли об этом больно ранят сердце. И здесь опасны любые художественные изыски, так как очень тяжело не перейти грань между ненужной патетикой и неуместной сентиментальностью.

Опыт, накопленный в детском кинематографе, никак не помог авторам в съемках картины Виктора Эйсымонта. В 30-х годах сложился специфический стереотип советских фильмов для детей. Они были пропитаны политикой и идеологией иногда даже больше, чем кинофильмы для взрослых. Существовал даже ряд наработанных приемов для юных исполнителей. Название фильма "Жила-была девочка" вселяло в зрителя некоторое спокойствие, благодаря своей сказочной сдержанности, нейтральности и отсутствием плакатной пафосности, как это часто встречалось в военном 44-м году. Спокойный повествовательный тон сохранялся на протяжении всей киноленты, несмотря на надрывающий душу материал.

Сдержанность свойственна режиссуре Виктора Эйсымонта. Он предпочитал работать над деталями, и ему это удавалось. Сначала он отыскал удивительную главную героиню - Нину Иванову, сыгравшую Настеньку. Она обладала ясными, строгими глазами, высоким лбом и грацией гадкого утенка, который скоро должен был стать лебедем.

Также отлично справилась со своей ролью смешной Катеньки - четырехлетняя Наташа Защипина, которая, как говорится, вихрем ворвалась в кино, став мгновенно знаменитой и востребованной актрисой. Виктор Эйсымонт сразу почувствовал эту звездность. Поэтому для Наташи, при помощи хореографа Шаховской, был поставлен специальный "выходной номер" из оперетты "Сильва", который она успешно проплясала и пропела с манерами опереточных примадонн, знающих цену своим чарам. Лихой топот детских ножек, обутых в старенькие ботинки, и лукавая мордашка с сияющими, кокетливыми глазками просто покорили зрителей.

Эйсымонт отлично поработал с детьми. Дуэт девочек работал у него просто замечательно. Обе девочки уверенно вели свои партии: Нина - драматическую, а Наташа - комедийную. И обе сошлись вопреки войне в детском, непобедимом и жизнеутверждающем мировосприятии. В начале фильма Настенька пытается помочь взрослым, и своей игрушечной лопаткой роет окоп. Однако дети есть дети – и уже через пару минут она откликается на зов своей подружки Катеньки, и вот уже девочки про помощи той же лопатки лепят куличики.

Сначала война вторгается в беззаботный детский мир Настеньки тревожным ожиданием папиных писем с фронта. В девочке появляются первые признаки преждевременного взросления: отставив в сторону детские забавы, она успокаивает свою маму тем, что письма с фронта не получают многие соседи. В этом эпизоде мать и дочь как будто бы поменялись ролями: измученная тяжелой работой и ожиданием весточки от мужа с фронта, женщина ищет опору в своем восьмилетнем ребенке, и, как ни странно, действительно находит ее.

Наравне с этим эпизодом есть еще одна удивительная сцена, которая наполнена истинным драматизмом, и очень тонко сыграна Наташей Защипиной. Катя приходит в гости к Настеньке, подружки играют куклами, а Настина мама тем временем готовит кипяток с глюкозой и отрезает маленький брусочек черного хлеба. Беспечная и капризная Катенька, заметив еду, вдруг перестает играть, и уже серьезным, и нетвердым от замешательства голосом твердо заявляет: "Мне пора домой".

В блокадном Ленинграде было не принято оставаться в гостях, когда хозяева готовились принимать свою скудную пищу. Однако Катю пригласили попить вместе чай, отрезав и ей кусочек хлеба. Напускная солидность сразу покидает девочку – она расцветает благодарной улыбкой и с аппетитом уминает скромное лакомство. Трудно понять, как ребенок смог так тонко и легко сыграть эти быстро меняющиеся настроения ее героини. Впрочем, дети войны прекрасно знали, что такое лишения и голод, поэтому совсем не исключено, что юная актриса сыграла этот эпизод, вспоминая собственный нелегкий опыт.

Наступление ужасающей блокадной зимы было отмечено в кинофильме появлением еще одного героя. Им выступил сам город Ленинград. Северная столица предстает перед зрителями в заснеженном и скорбном виде. Под строгую и печальную музыку композитора Венедикта Пушкова на экране меняются крупные и средние панорамы города, режиссер сумел показать Питер совсем другим. Это уже не "колыбель революции", а город, о котором было сказано: "Красуйся, град Петров, и стой". Город преображен блокадой и выглядит насторожившимся. Он изуродован "ежами", надолбами и маскировочными сетями. Неподвижно замерший и занесенный снегом трамвай посреди улицы ранит своей беззащитностью. Измученный и печальный Питер, но, несмотря на это – все такой же гордый и несломленный.

И ничего не нужно объяснять зрителям, ведь и так понятно, что судьба Настеньки и судьба Ленинграда – общая. Выстоит девочка – выстоит и город. Восьмилетняя Настенька и гордый град Петров оба являются бойцами и героями. Как мать, обессиленная от голода и потерь, находит опору в своей хрупкой дочери, так и зажатый в кольце блокады Ленинград держится из последних сил благодаря Настеньке, Катеньке, и великому множеству полуживых, истощенных людей, которые даже не подозревают о том, что все они – герои и настоящие бойцы.

Картина Эйсымонта о ленинградской блокаде была первым горьким и убедительным свидетельством об ужасной зиме 1941-42 года. В эту страшную зиму ленинградцы трепетно следили за растущей или понижающейся нормой хлебного пайка, от которого напрямую зависели их жизни. Те, кто еще могли хоть как-то передвигаться, шли к Неве по воду, рискуя попасть под артобстрел или погибнуть от бомбежки. Юная Настенька, закутанная в пуховый платок и волочащая за собой санки, осторожно спускается по заснеженным и обледенелым ступенькам к реке. Она осторожно подходит к вырубленной проруби, ложится на лед, с трудом вытягивает переполненное водой ведро и, расплескав пол ведра, еле ставит его на санки. Обжигающий, морозный невский ветер бросает ей в лицо поземку, треплет ее светлую челку, Настины глаза прищурены от ветра, губы крепко сжаты - именно этот кадр фильма "Жила-была девочка" был нарисован во всех кинословарях и кинокаталогах.

Как и многих ленинградских детей, Настеньку не миновала страшная беда – умерла ее мать. Она оказывается в детском доме, где позже встречает свою подружку Катеньку. В начале весны, когда в теплых лучах солнца будто светлеет и оживает измученный город, подружки, взявшись за руки, бегут навестить свой родной дом. Они входят в пыльную и пустую Катину квартиру, где еще остались следы довоенного уюта – на стене висит большая фотография Катенькиной мамы-актрисы в роли Сильвы, в углу стоит темный шредеровский рояль, наверху которого все так же лежит кипа нот. Катя, завернувшись в мамину шаль, исполняет знаменитый куплет из Сильвы, и именно здесь подружки попадают под бомбежку. Под уханье взрывов и вой сирены, беззащитные девочки выбираются через балкон из квартиры и спускаются по пожарной лестнице. Катенька, пища от страха, с трудом одолевает редкие ступеньки, а Настенька, несмотря на взрывы вокруг, рискуя своей жизнью, пытается ей помочь.

Девочки выжили, а раненую Настеньку в госпитале отыскал папа. Отгремел праздничный салют в честь снятия блокады, и в этом счастливом и ликующем финале нет погрешностей и натяжек: ведь и правда – выстоял город, выстояли ленинградцы – люди, которые нашли в себе удивительные силы, обладающие твердостью духа, которые даже спустя много лет после окончания войны отмечены какой-то особой статью.

Фильму Эйсымонта «Жила-была девочка» свойственна особая достоверность в изображении города, которая не всегда была доступна даже лучшим военным лентам тех лет, так как большинство фильмов снимались в Ташкенте или Алма-Ате. Даже в "Двух бойцах", где речь шла о ленинградском фронте, подделка «натуры» бросалась в глаза.

Эйсымонт и оператор Граир Гарибян снимали картину в самом Ленинграде. Эта возможность была оплачена немалым риском актеров, к примеру, юная актриса Наташа Защипина и ее мама добирались на съемки кинофильма через линию фронта.

Картина "Жила-была девочка" резко отличается от других кинолент 30-х годов. И дело тут не только в сюжете. В этой картине в центре внимания оказались извечные ценности человека: семья, любовь, дом, душевная связь между родителями и детьми, дружба и самоотверженность. И, конечно, Родина – однако, не как оплот мощной политической системы, а как дорогой, отчий дом. Этим можно объяснить особую нежность, с которой авторы кинофильма создают портрет Ленинграда. Война вернула на экран человеческие отношения и нравственные нормы, которые неподвластны времени.

Фильм не стал ярким событием в мире киноискусства, однако с успехом был встречен американскими и европейскими зрителями. Успех к фильму пришел благодаря обаянию и естественности игры девочек. Нет необходимости настаивать на том, чтобы каждый посмотрел его, даже учитывая то, что эта картина просто не может не зацепить человеческую душу, тем более, что и сама тема картины соответствующая. Однако играть на струнах сердца и надрывать свою душу в очередной раз далеко не каждому захочется. Следует отметить лишь тот факт, что фильм стал артефактом эпохи, а также примером полной и искренней самоотдачи его авторов и актеров. Именно поэтому фильм «Жила-была девочка» заслужил почетное место на полке для «кинолент, которые были сняты не зря».
 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,010463 секунд